Понедельник, 07.07.2025, 18:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2013 » Февраль » 23 » Оренбургский ипк
08:03
 

Оренбургский ипк

Представила: Кудрявцева О.Э. г. Орск
Дата: декабрь 2004 г.

Содержание:

План:

Определение понятия «организация». Различные подходы к определению понятия «организация».

Требования к организации.

Виды организаций.

Теория организации и ее место в системе научных знаний.

1. Определение понятия «организация». Различные подходы к определению понятия «организация».

Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с ор­ганизациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многооб­разные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организа­ций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет ор­ганизаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Объектом управления в менеджменте является организация. Она служит причиной, обуславливающей существование самого менеджмента. Все менеджеры работают в организациях.

Организация — сложный организм. В нем переплетаются и ужи­ваются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жест­кая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициати­вы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда пе­рестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказыва­ются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать со­временные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участ­ники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Организация — это группа людей, деятельность которых созна­тельно координируется для достижения общей цели или нес­кольких общих целей.

2. Требования к организации.

В общем случае под организацией понимается группа людей, соответствующая некоторым обязательным требованиям. Чтобы группу назвать и воспринимать как организацию необходимо:

1) на­личие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) существование, по крайней мере, одной цели (желаемого конечного состояния или результата), которые принимаются все­ми членами данной группы;

3) согласие членов этой группы намерен­но работать вместе, чтобы достичь значимой для всех цели (целей).

3. Виды организаций.

Понятие сознательной координации в менеджменте всегда ас­социируется с организационной структурой, регламентирующей определенные правила во взаимоотношениях членов группы в процессе совместной работы для достижения целей организации. Поэтому формальную организацию можно определить также как группу людей, осуществляющую совместную деятельность в рам­ках преднамеренно созданной структуры для достижения желае­мого результата (целей).

Неформальные организации также представляют группы лю­дей. Они возникают в результате межличностных отношений спонтанно, когда люди в таких группах вступают во взаимодей­ствие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за ис­ключением очень маленьких. В рамках менеджмента, при рас­смотрении неформальной организации, всегда упоминается, что они неформальные. К формальной организации это понятие при­меняется без дополнительного пояснения.

Различают простые и сложные организации. Простые орга­низации имеют одну цель, сложные организации — две и более целей. Формальное управление редко имеет дело с организация­ми, имеющими одну цель. В силу этого в рамках менеджмента рассматривается управление сложными организациями. Слож­ные организации обязательно имеют некоторую совокупность взаимосвязанных целей.

Примерами сложных организаций могут быть высшее учеб­ное заведение и промышленное предприятие.

Формальная организация - это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю си­стему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять це­ленаправленную деятельность.

Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функции. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где сте­пень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации тру­довых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого ра­ботника в конечный результат. Стандартизация не только не способ­ствует альтернативному поведению работников, но и устраняет вся­кую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна.

Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных ор­ганизаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спро­ектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безо­пасность и др.

4. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упоря­дочению всех элементов определенного объекта во времени и простран­стве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во мно­гих других случаях организация рассматривается как объект, обладаю­щий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются много­образные связи (физические, технологические, экономические, пра­вовые) и человеческие отношения. Организация как объект представ­ляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свой­ство организационной сложности) и особое единство с внешним ок­ружением. Для нее характерна целенаправленность функционирова­ния и развития. Организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и по­ложено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.1.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современ­ная организация, не может быть понят только с позиций рассмотре­ния его формальной структуры и разложения его на отдельные части; Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий под­ход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению ус­тановленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограни­чения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, дости­жение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа­ций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод­нозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассма­тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории уп­равления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к ор­ганизации или управлению — относится тот или иной постулат.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы ор­ганизации в относительно самостоятельную область знаний. Исход­ная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения уп­равления. Такая позиция позволяет, на наш взгляд, глубже и всесто­ронне исследовать закономерности и принципы построения органи­заций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности их отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе со­храняется объективно существующая связь и взаимовлияние органи­зации и управления в рамках единого процесса целенаправленной де­ятельности.

Интересы комплексного решения проблем организаций требу­ют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой при­роды. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-эко­номическую структуру организации (индивидуумы с их способнос­тями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, не­формальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую струк­туру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологи­ческие правила).

Основополагающая задача теории организации — изучение влия­ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио­нирование организации, на происходящие в ней изменения, наиболее эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (пси­хологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и раз­работке мотивационных методов, степени удовлетворенности рабо­той, психологических аспектах процессов принятия решений, оцен­ке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприим­чивости.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, органи­зационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социаль­ных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мо­тивации человеческой деятельности, места и роли человека в соци­альных и технических системах, анализ факторов социальной актив­ности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможно­стей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильно­сти, идентификации.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как ^преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная па­мять прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценнос­тей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельнос­ти организаций. В теории организации исключительно важно учиты­вать характер и степень влияния указанных факторов на формирова­ние приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к админис­тративному праву, регулирующему общественные отношения, возни­кающие в процессе организации государственного управления и осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, ре­гулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хо­зяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельно­сти исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых соб­ственником или администрацией предприятия (коммерческой орга­низации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствую­щую законодательную форму и обеспечивающая юридическую рег­ламентацию общественных отношений, создает необходимые пред­посылки для эффективного функционирования организаций. Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями. Развитие со­временных информационных систем осуществляется высокими тем­пами за счет широкого внедрения новых информационных техноло­гий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспек­тиве значение этого фактора будет возрастать.

План:

Значение научного обоснования функционирования организаций в условиях современной России. Новые требования к построению и поведению организаций.

Три фазы фундаментальных изменений в организации в ХХ веке.

Принципы организации.

1. Значение научного обоснования функционирования организаций в условиях современной России. Новые требования к построению и поведению организаций.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических от­ношений. Новые требования к построению и поведению организа­ций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская ак­тивность, развитие различных форм собственности, изменение функ­ций и методов государственного регулирования и управления. Ор­ганизационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффек­тивным формам организации и управления, построенным на науч­ных принципах, стал главным условием успеха экономических ре­форм. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкурен­цией организаций, используемых форм, методов и мастерства уп­равления. Изучение теории органи­зации призвано качественно изменить подход к организациям, к по­ниманию и регулированию протекающих в них процессов и в ко­нечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений.

2. Три фазы фундаментальных изменений в организации в ХХ веке.

Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в ор­ганизациях в XX веке. Первая фаза - отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превра­щение управления в профессию. Вторая фаза — появление, начиная с 1920-х годов, командно-административных организаций с верти­кальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации ре­шений. Третья фаза — переход к организациям с преобладанием го­ризонтальных структур и связей, базирующихся на широком исполь­зовании информационных технологий, специальных знаний и сис­темных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложно­сти и наукоемкости производства, радикальные изменения эконо­мических отношений. На пороге XXI века совершается переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению современных ин­формационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении (образование ассоциативных структур и альянсов, включая организации транснационального ха­рактера), комплексной реструктуризации, перехода к организациям «с внутренними рынками», тенденции к сокращению размеров ор­ганизационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

Принципы организации.

Разработка проблем научного управления в начале XX века, со­средоточившая внимание на деятельности и специализации руково­дителя, столкнулась с необходимостью анализа построения органи­зации в целом и формулирования принципов ее функционирования. Ответом на эту потребность практики стали работы Генри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, которые он посчи­тал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соот­ветствующих принципов, применимых в данной ситуации.

Файоль предложил 14 принципов, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Группировка указан­ных принципов по разным признакам приводится в табл. 2.2.

Структурные принципы лежат в основе создания системы взаи­мосвязанных задач, прав и ответственности. Организаторские функ­ции включают дробление задач на более мелкие подзадачи, перегруп­пировку этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения и передачу ему прав и ответст­венности и, наконец, соединение подразделений цепью целевых ко­манд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.

1. Принцип разделения труда Согласно Файолю, разделение и спе­циализация труда — естественный способ произвести больше продук­ции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же уси­лия Посредством специализации сокращается число объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средст­во использования индивидуумов и групп людей. В то же время разде­ление труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических сто­ронах работы, а не на поведенческих Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения и позволя­ющий более углубленно рассматривать разделение труда в организа­циях с учетом влияния человеческого фактора.

2 Принцип единства цели и руководства. Виды работ, которые по­являются в результате разделения труда, должны быть скоординиро­ваны и направлены к единой цели. Процесс группировки задач по определенным признакам называется департаментализацией. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно вы­работал основное направление, в соответствии с которым деятель­ность, имеющая общую цель, должна производиться по единому пла­ну и управляться одним руководителем Принцип объясняет необхо­димость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности

3. Принцип соотношения централизации и децентрализации Этот принцип связан с увеличением или снижением объема власти руко­водителя, что позволяет говорить о той или иной степени централи­зации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситу­ации существует оптимальный баланс между централизацией и децен­трализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способно­стей руководителя, который координирует деятельность департамен­тов (отделов).

4. Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между ответственностью руководите­ля и той властью, которой он наделен Желательная связь состоит в равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при ис­следовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что поскольку ответственность передана руководителю, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать их исполнения.

5. Принцип цепи. Естественный результат применения предыдущих четырех принципов - создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь - это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд.

Таблица 2.2.

Группировка принципов Файолля

Структурные принципы

Принципы процесса

Принципы конечного результата

Разделение труда Справедливость Порядок Единство цели и руководства Дисциплина Стабильность Соотношение централизации и децентрализации Вознаграждение персонала Инициатива Власть и ответственность Единство команд Цель Подчинение главному интересу

А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчи­ненную единицу, прежде чем они достигнут требуемого уровня. Такая цепь будет результативной до того предела, когда:

1) задания однознач­но определены;

2) деятельность департаментов основывается на четко установленном базисе и определенных критериях;

3) полномочия спе­циально передаются на нижестоящие уровни управления. В то же вре­мя необходимо учитывать возможность существования горизонталь­ных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с дру­гими сослуживцами на том же уровне организации.

Рассмотренные выше пять принципов определяют главные вопро­сы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намеча­ют ведущие направления в деятельности руководителей.

Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководи­тели общаются с подчиненными. Справедливость руководителей рас­сматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливо­сти отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда должна соответствовать объему и качеству выпол­ненной работы.

Принцип дисциплины относится к практике заключения стабиль­ных соглашений между производственной организацией и ее наем­ными работниками. При этом должно предусматриваться примене­ние санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санк­ций должно осуществляться в соответствии с принципом справедли­вости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в кон­фликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над ин­тересами индивидуума.

Согласно принципу единства команд руководитель никогда не дол­жен демонстрировать свое превосходство в общении с подчиненны­ми или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаи­модействие учитываются при формировании организационных структур.

Принципы конечного результата определяют желаемые характери­стики организации. Хорошо спланированная и направленная деятель­ность организации должна характеризоваться порядком и стабильно­стью, а рабочие — инициативным выполнением своих задач. Эти ат­рибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса.

План:

Черты и свойства организаций.

Различие теории организации и организационного поведения.

Миссия организации.

Общие характеристики организаций.

1. Черты и свойства организаций.

Общество состоит из множества организаций, с которыми связа­ны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, на­ука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория орга­низации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены орга­низаций действуют именно так, а не иначе.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или це­лей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управ­ление, под «социальным образованием» — то, что организация состо­ит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, явля­ются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Орга­низация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установ­ленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает ин­тегрированные, кооперативные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость фор­мального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные коор­динирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотноше­ние централизации и децентрализации. Комплексность рассматрива­ет степень дифференциации в рамках организации. Она включает уро­вень специализации или разделения труда, количество уровней в иерар­хии организации и степень территориального распределения подраз­делений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально опери­руют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализа­ции определяется уровнями, на которых вырабатываются и принима­ются управленческие решения в организации. В некоторых организа­циях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях приня­тие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и де­централизации определяет характер и тип устанавливаемой органи­зационной структуры управления.

Отметим, что организации заранее проектируются, моделируют­ся с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам до­стижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в совре­менных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и спе­циализацией управленческого труда. Этот подход качественно от­личается от широко распространенных методов повышения эффек­тивности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответ­ственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур

2. Различие теории организации и организационного поведения.

Следует различать теорию организации и организационное поведение. Макроуровень организация (в целом и ее основные части) яв­ляется объектом анализа в теории организации, которая изучает усло­вия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оп­тимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень — поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изу­чения входит производительность труда работников, текучесть кад­ров, удовлетворенность работой.

Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организаци­онное поведение — смежные дисциплины, имеют много точек сопри­косновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организации. Исследуя конфликты, организационное поведение со­средоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновени­ях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается те­орией организации, связан преимущественно с проблемами внутрен­ней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема между людьми. В другом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

3. Миссия организации.

Каждая организация имеет свое предназначение — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых ре­шений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация преследует непротиворе­чивые, ясные, сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном на­правлении, объединяет их действия;

4) вызывает понимание и поддержку внешних участников орга­низации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Примерная характеристика предназначения организации в обоб­щенном виде включает:

• предлагаемые продукты или услуги;

• место и роль в системе рыночных отношений;

• цели организации (выживание, рост, доходность);

• технологию (процессы, инновации);

• философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

• внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурен­тоспособности, факторы выживания);

• внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, по­требителями, обществом в целом).

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация доби­вается достижения определенных целей — выживания, роста, доход­ности. Она выпускает определенную продукцию и оказы­вает услуги, использует различные технологии и т.д.

Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспе­чивается с помощью системного подхода. Система — это набор взаи­мосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком поряд­ке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характерис­тикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения ча­стей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализиро­ванные функции. Каждая часть организации выполняет свои опреде­ленные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой систе­ме осуществляется интеграция. Для этого используются такие сред­ства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблю­дение, правила, процедуры, курс действий

Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной

4. Общие характеристики организаций

Сложные организации являются не только группами, целе­направленными в своей деятельности и имеющими определенную совокупность взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех таких организаций характеристики. В качестве общих характеристик рассматриваются: ресурсы, зависимость от внеш­ней среды, разделение труда и необходимость управления.

Ресурсы представляют предмет труда и характеризуют орга­низацию. В общем случае цели всякой организации определяют достижение ею желаемых результатов путем использования и преобразования определенных ресурсов.

Основными ресурсами, используемыми организацией, являют­ся: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресур­сы), материалы (материальные ресурсы), технологии и инфор­мация.

Процесс преобразования ресурсов легче всего воспринимается в производственных организациях. Но в организациях обслужи­вания и некоммерческих организациях (например, церковь) так­же используют все виды этих ресурсов. При этом ресурсы инфор­мации используются непрерывно для связи и координации каж­дой фазы процесса преобразования. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно действует организация на пути достижения желаемых результа­тов. Специфика и соотношение перерабатываемых ресурсов, ис­пользуемых конкретной организацией для достижения ее целей, определяет индивидуальность и назначение этой организации. Например, информационное агентство, магазин хозяйственных товаров, промышленное предприятие и др.

Взаимосвязь с внешней средой является для организации од­ной из самых значимых ее характеристик. Внешняя среда, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров организа­ции. Организация в процессе своей деятельности стремится использовать возможности внешней среды для достижения своих целей. При этом сами цели также отражают взаимосвязь организации с внешней средой.

Понятие «внешняя среда» включает факторы, оказывающие влияние на деятельность и успех организации. В числе таких факторов могут быть: экономические условия, потребители, про­фсоюзы, правительственные решения, законодательство, конкуренты, система ценностей в обществе, общественные взгляды, техника и технология (общий уровень научно-технического прогресса) и другие факторы. Организации полностью зависимы от внешней среды в отношении факторов, определяющих общие условия хозяйствования, ресурсы и потребителей.

Разделение труда служит самой очевидной характеристикой организации. Даже два человека, работая вместе для достижения одной цели, должны делить работу между собой.

Разделение всей работы на составляющие ее компоненты по наполняемым функциям называют горизонтальным разделени­ем труда. Примерами горизонтального разделения труда на про­изводственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельнос­ти, которые должны быть успешно выполнены, чтобы организа­ция добилась поставленных целей.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, выполняю­щих специфические задачи, для достижения конкретных целей. Такие подразделения называют отделами или службами (сущес­твуют и другие названия). Как и организации, частью которых они являются, подразделения представляют собой группы людей, их деятельность сознательно (преднамеренно) направляется и ко­ординируется для достижения общей цели. Таким образом, слож­ные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций, в качестве которых выступают подразделения, а также из многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно в рамках этих подразделений и организации в целом.

Пример. Структура и подразделения высшего учебного заведения. Университет или институт имеет кафедры, лаборатории, библиотеку и другие подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов с выс­шим образованием по определенному профилю и проведение научных ис­следований.

Необходимость управления в организации также является ее общей характеристикой. Если работа в организации делится между ее членами на составные части, связанные с решением конкретных задач, то кто-то должен координировать совместную работу группы при выполнении этих задач для достижения обще­го успеха. Такая координация осуществляется посредством вер­тикального разделения труда. Деятельность по координированию работы других людей при достижении целей организации и сос­тавляет сущность управления.

Таким образом, в организации существуют две внутренние ор­ганически связанные системы разделения труда: горизонтальное разделение труда, отражающее функциональное разделение тру­да на компоненты (составляющие части общей деятельности), и вертикальное разделение труда, которое определяет работу по уп­равлению организацией (координированию действий всех сотруд­ников организации).

Для успешной деятельности организации работа по управле­нию должна быть четко отделена от неуправленческой работы, то есть организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности по управлению подчи­ненными сотрудниками и использованию ресурсов организации. В малых организациях могут отсутствовать четко выделенная группа управленческого персонала. Даже в крупных организаци­ях большинство руководителей в дополнение к управленческим функциям часто выполняют работу, не связанную с координиро­ванием работы других сотрудников. Тем не менее, именно необхо­димость, а также развитие средств и методов управления совмес­тной работой больших коллективов создали возможность появле­ния и эффективной работы крупных компаний, включая трансна­циональные корпорации.

Лекция IV. «Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации» (4 ч.)

План:

Структурный подход к организации.

Разделение труда в организации: вертикальное разделение труда, горизонтальное разделение труда.

Уровни управления.

1. Структурный подход к организации.

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работ­ников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре вни­мания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эф­фективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, де­централизации и департаментализации.

Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, кото­рые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и ко­ординации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линей­ных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фак­тор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаи­модействия и его координацию. Именно поведение персонала оп­ределяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.

Организационную структуру любой коммерческой фирмы, боль­ницы, банка, правительственного учреждения и т. п. следует рассмат­ривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности организации влияют:

1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;

2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).

Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффек­тивности производства.

2. Разделение труда в организации: вертикальное разделение труда, горизонтальное разделение труда.

Исследование схем формальных организаций показывает, что су­ществует уровень вертикального и горизонтального разделения тру­да. Схема вертикального разделения труда представлена на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Вертикальное разделение труда

Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т. е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации. Нем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и ис­полнителями, тем более сложной является данная организация. Пол­номочия распределяются по должностям и руководителям, занимаю­щим эти должности. Цель организации рассматривается как ориен­тир для направлений потоков связей и полномочий.

Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Чем больше в органи­зации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специали­зация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает оп­ределение работы (соединение различных отдельных заданий) и оп­ределение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками.

Схема горизонтального разделения труда представлена на рис. 6.2, где отражены подходы к охвату контролем и функционализации. Охват контролем — это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация — это разнообразие за­даний, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей орга­низации. Руководитель высшего уровня (РВУ) имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня (РСУ) - по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу. В свою очередь, руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими ру­ководителями низшего уровня (РНУ), а те — непосредственно над оп­ределенным числом исполнителей. Это можно рассматривать как функционализацию, в результате которой образуются те или иные специализированные подразделения. Наряду с этим существует географическое (территориальное) разделение труда, связанное со степенью распределения физических активов организации по различным регионам. В данной структуре коммуникации, координация и контроль усложняются.

Рис. 6.2. Горизонтальное разделение труда

Учитывая всю совокупность воздействующих факторов, необходимо стремиться к формированию структур, отражающих совре­менные тенденции развития организаций: сокращение уровней уп­равления, общее сокращение числа управляющих высшего и сред­него звена, создание более плоской организационной структуры, повышение статуса персонала, ориентированного на инновации, творчество и количественные методы.

Следует выделить специально вопрос о делегировании полномо­чий и ответственности в организациях как о ключевом инструмен­те эффективного осуществления процессов децентрализации. На­правления делегирования полномочий, лежащего в основе децентрализации, показаны на рис. 6.3. В каких случаях используется делегирование? Во-первых, когда делегирование позволяет руково­дителю высвободить силы и время, чтобы заняться самыми важны­ми делами, осуществление которых является прерогативой только высшего звена управления. Руководитель лично должен заниматься лишь теми вопросами, которые имеют первостепенное значение. Во-вторых, когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой. Время и силы руководителя не безграничны, и еще никому не удавалось сделать самому всю рабо­ту подразделения, да к тому же точно в срок. Только делегирование обязанностей позволяет избежать угрозы срыва работ и обеспечить их своевременное выполнение. В-третьих, когда подчиненный мо­жет сделать данную работу лучше, чем сам руководитель. Некото­рые руководители всячески избегают делегирования именно пото­му, что даже самому себе не рискуют признаться в том, что их под­чиненные в чем-то разбираются лучше, чем они. Между тем в этом нет ничего опасного для репутации руководителя. Никто и не ожи­дает от руководителя, чтобы он разбирался во всем лучше всех. Глав­ное, чтобы он умел с максимальной эффективностью использовать знания подчиненных.

Руководство и делегирование полномочий - синонимы. Руко­водитель, не умеющий или не желающий пользоваться методами де­легирования, не может считаться настоящим руководителем. Ис­точник его влияния может быть формальным, таким, как, например, принятие управленческого риска в соответствии с занимаемой должностью в организации. Поскольку с должностью руководителя связана некоторая степень делегированной ему власти, индивидуум может предположить, что лидирующая роль вытекает из его поло­жения в организации. Но не все лидеры являются руководителями. Не все руководители являются лидерами. Это означает, что лиде­ры могут быть формальными и неформальными.

Рис. 6.3. Схема делегирования полномочий по уровням управления

Четкий контроль за результатами работы и строгая дисципли­на - главные предпосылки эффективного делегирования. Вот поче­му прежде чем делегировать ответственность за решение какой-либо задачи и необходимые для этого полномочия, необходимо четко представлять, каких результатов следует ожидать от подчиненных, а также когда эти результаты должны быть достигнуты. Рассматривая делегирование как один из элементов формирования организаци­онных структур управления и нахождения приемлемых соотноше­ний централизации и децентрализации, следует доводить этот про­цесс до четкого распределения полномочий и ответственности по нижестоящим уровням управления. Это позволяет руководителям среднего и нижнего звена принимать решения, повышающие эф­фективность организации в целом.

Децентрализация управления компанией становится возможной благодаря соблюдению определенных принципов делегирования. Суть этих принципов сводится к следующему:

- передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом; подчиненный должен обладать достаточ­ными полномочиями для достижения требуемого результата;

- передача полномочий должна осуществляться по линиям уп­равления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;

- каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается выс­шим звеньям управления;

- передаются лишь полномочия; высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия подчиненного.

3. Уровни управления.

Хотя все руководители игра­ют определенные роли, это не значит, что большое число руково­дителей в крупной организации заняты выполнением одной и той же работы. Крупные организации имеют такой объем управлен­ческой работы, что она также должна быть разделена между ме­неджерами с учетом их специализации.

Одна из форм разделения управленческого труда носит гори­зонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производ­ство, маркетинг и т.д.). Как и для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиться успе­ха в своей деятельности.

Вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от ру­ководителя, который возглавляет руководителей, до руководи­теля, который координирует работу неуправленческого персона­ла, образует уровни управления.

При этом вне зависимости от конкретного числа уровней уп­равления в организации руководителей всех уровней традицион­но делят на три категории, соответствующие трем уровням управ­ления. На рис. 2.1 приведены два способа деления руководителей по уровням управления.

По определению Парсонса (социолог) руководители в органи­зации могут быть отнесены (разделены) к следующим уровням управления: технический, управленческий и институциональ­ный. На техническом уровне руководители в основном занимают­ся ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве про­дукции или оказании услуг в обеспечение ее успешного функцио­нирования. На управленческом уровне руководители в основном обеспечивают управление и координацию работ внутри организа­ции, согласование различных форм деятельности и усилий под­разделений. На институциональном уровне руководители заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями организации с внеш­ней средой, а также с обществом, в котором существует и функци­онирует данная организация.

Рис. 2.1. Уровни (пирамида) управления

Более широкое распространение в практике менеджмента по­лучил другой способ описания трех уровней управления, при ко­тором выделяются: высший, средний и низовой уровень (звено) управления.

Руководители низового звена (операционные управляющие, младшие начальники) составляют организационный уровень, на­ходящийся непосредственно над рабочими или другими работни­ками (не управляющими); большую часть руководителей в круп­ной организации составляют именно младшие начальники.

Руководители среднего звена обеспечивают координацию и руководят работой младших начальников. Характер работы ру­ководителя среднего звена в большей степени определяется содер­жанием работы подразделения, чем организации в целом, руко­водители среднего звена как социальная группа испытывают осо­бенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-90-х годов, волна корпоративных слияний для повышения эффектив­ности компаний также вызвала радикальное сокращение руково­дителей этого звена.

Руководители высшего звена представляют малочисленную группу руководителей, даже в самых крупных организациях их всего несколько человек.

Организация: определение, требования, виды.

Общие характеристики организаций и их сущность.

Ресурсы образовательного учреждения и их характеристика.

Горизонтальное разделение труда в организации.

Вертикальное разделение труда в организации и сущность управления.

Общие характеристики в работе руководителя.

Уровни управления и их характеристики.

Приведите пример организационной структуры и покажите на нем горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.

Охарактеризуйте процесс ее формирования и развития.

Объясните взаимосвязь между целями организации, структурой задач и власти и принципами организации управления.

В чем заключается основное воздействие стратегии организации на ее структуру.

Что такое делегирование полномочий? Какое влияние оно оказывает на организационную стру

Просмотров: 516 | Добавил: pressis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728